Карса́вина Тамара Платоновна (1885-1978), артистка балета. Сестра Л. П. Карсавина. В 1902-1918 в Мариинском театре; в 1909-1929 выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С. П. Дягилева (главные партии в постановках М. М. Фокина). Среди партий: Девушка («Видение розы» К. М. Вебера), Жизель («Жизель» А. Адана), Балерина («Петрушка»), Жар-птица («Жар-птица», оба И. Ф. Стравинского). В 1930-1955 вице-президент Королевской академии танца в Лондоне.
* * *
КАРСАВИНА Тамара Платоновна - КАРСА́ВИНА Тамара Платоновна [25 февраля (9 марта) 1885, Санкт-Петербург - 26 мая 1978, Биконсфилд, близ Лондона], русская балерина.
Родилась в семье артиста балета П. К. Карсавина. Ее брат Л. П. Карсавин (см. КАРСАВИН Лев Платонович) - известный религиозный философ. Начала заниматься у отца, потом в Петербургском театральном училище у П. А. Гердта, А. А. Горского (см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич), К. Йогансона, совершенствовалась у Э. Чекетти и К. Беретта в Милане. В 1902-1918 танцевала в Мариинском театре (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР), с 1909 - прима-балерина театра. Работу в Петербурге совмещала с выступлениями в «Русских сезонах (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ)» в Париже, впоследствии в «Русском балете» Сергея Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА), где в течение многих лет исполняла ведущие партии.
Красивая, женственная (при этом прекрасно образованная) Карсавина была музой балетмейстера М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович). Для нее он поставил лучшие партии в своих балетах - Коломбину в «Карнавале», Жар-птицу в одноименном балете (обе 1910), Девушку в «Видении розы», Балерину в «Петрушке», где ее партнером был В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич). Карсавина и Нижинский - «звездная пара «Парижских сезонов». В репертуаре балерины были также фокинские Армида в «Павильоне Армиды», Эхо в «Нарциссе» (1911), Шемаханская царица в «Золотом петушке» (1914), сольная партия в «Руслане и Людмиле». Она с одинаковым успехом выступала как в балетах, созданных с учетом ее индивидуальности, так и в произведениях классического наследия - в «Жизели», «Раймонде», «Спящей красавице», «Баядерке», «Тщетной предосторожности». Для Карсавиной ставил и другой балетмейстер дягилевской антрепризы Л. Ф. Мясин (см. МЯСИН Леонид Федорович) - он сочинил для нее демихарактерную партию Мельничихи в «Треуголке» (1919). Она танцевала и одну из девушек-современниц в «Играх», постановщиком которых был Нижинский. Ее ум и талант высоко ценил сам Дягилев - она была его близким другом и единственной женщиной в «художественном совете» его антрепризы.
В 1918 она навсегда покинула Россию и осела в Англии, где и провела большую часть жизни. Вторым браком была замужем за английским дипломатом Генри Дж. Брюсом, от которого родила сына. Последний раз выступила на сцене в 1931, впоследствии преподавала технику актерского мастерства, читала лекции, консультировала постановки балетов Фокина в Великобритании, в том числе «Жар-птицу» для М. Фонтейн (см. ФОНТЕЙН Марго) и «Видение розы», показала английскому балетмейстеру Ф. Аштону (см. АШТОН Фредерик) игровые сцены из «Тщетной предосторожности», когда в 1961 он ставил свою редакцию этого старинного балета. Карсавина - автор интереснейших мемуаров, учебных пособий по методике классического танца. Являлась вице-президентом Королевской академии танца Великобритании.